И вновь о "классовом" подходе в политике....
      В 1848 году появился документ, до сего дня вызывающий жаркие споры и дискуссии в мире, подчас переходящие в жаркие потасовки.... Речь идет об изветсном "Манифесте коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

    Как известно, с некоторых недавних пор "классовый" подход стал не "модным", "скомпрометированным" в общественном сознании и чуть ли не был объявлен лже-научным усилиями "борцов с коммунизмом", вот уже почти 160 лет ведущих с ним последовательную борьбу...... А заодно с ним - и само понятие "социальных классов".
    Зададимся однако вопросом, а насколько обоснованным является скоропалительное "расставание" с классами?

    Для этого обратимся к некоторым современным ПОПУЛЯРНЫМ источникам по этому вопросу.

   "Классы общественные - относительно устойчивые большие социальные группы (например, крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс). Концепция классов получила распротсранение в 19 в. (К.А.Сен-Симон, О. Террье, Ф.Гизо - Франция, и др.). К маркс и Ф.Энгельс связывали существование классов с определенным способом производства, считая борьбу классов движущей силой истории. В современной социологии выдвигаются разные критерии деления общества на классы и другие социальные группы" (См. Социальная стратификация, Статус социальный)" = Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 2005, с. 338.

    Британская энциклопедия Хатчинсон, вышедшая уже на рубеже XXI века, пишет по этому поводу:

    "Классы в социологии - основная категория социальной стратификации, базирующаяся на экономических и профессиональных факторах, но также соотносящаяся с образом жизни человека и сознанием принадлежности к определенной группе. В общественных науках понятие классов как выполняло описательную роль, так и служило основой теорий об индустриальном обществе. В классовых теориях такое разделение в обществе может быть как источником стабильности (Э. Дюркгейм), или социального конфликта" (К. Маркс).
    В России эта энциклопедия была выпущена под "псевдонимом" Новый большой иллюстрированный энциклопедический словарь (М., 2004, с. 445).

     Английские авторы той же энциклопедии Хатчинсон отмечали:

   "Марксизм - философская система, развитая в XIX в. немецкими социальными теоретикам К.Марксом и Ф.Энгельсом, известная также под названием диалектического материализма, которой материя дает толчок сознанию (в чем и заключается материализм), при этом все имеет тенденцию к изменению (диалектика).

    ... Экономическое развитие изменяет материальные условия, а вместе с этим видоизменяется природа общественных и политических образований....

    Марксизм зарекомендовал себя как исключительно мощная, хотя и оспариваемая теория в современной истории, снискавшая себе как горячих сторонников, так и противников"(там же, с. 586).

    О Марксе тот же источник - энциклопедия Хатчинсон с присущим ему уважением пишет следующее:

    "В 1848 г. в "Манифесте коммунистической партии" Маркс и Энгельс выдвинули теорию, что человеческое общество, пройдя через последовательные стадии рабовладельческого строя, феодализма и капитализма, неминуемо должно прийти к коммунизму. В сочетании с верой в экономический детерминизм [марксизм] образует концепцию диалектического материализма.

   Маркс считал, что капитализм является преградой на пути прогресса, и его должна сменить диктатура пролетариата, которая построит социалистическое общество.

   Социал-демократические партии, которые возникли во второй половине XIX в., называли себя марксистскими, но их цели ограничивались борьбой за реформирование капиталистсического общества".

   В отличие от британских коллег отечественные авторы Нового иллюстрированного энциклопедического словаря ( М., 2005, с. 434) характеризуют марксизм как философское, экономическое и политическое учение. Общество в М. рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство.

   Взаимодействие этих сфер образует формации общественно-экономические, смена которых определяет процесс поступательного движения общества.

   Борьба господствующих и эксплуатируемых классов - движущая сила истории... В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии, устанавливающий свою власть и осуществляющий переход к коммунизму.

   Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли XIX в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата... Марксизм стал идеологической основой социал-демократических движений...

   После Октябрьской революции в России марксизм стал господствующей идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации, и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.....".

  Изложив данные подходы к трактовке места марксизма в истории человеческой мысли, мы предоставляем читателям делать самостоятельные выводы. За одним исключением: в образовательных школах России объективное изложение основ марксистского учения подменяется его огульной критикой как "заблуждения на пути человеческой цивилизации", что явно не соответствует процитированным нами взглядам.....
_________________
Жму руку тем, кто достоин!